СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ НА КЕРАМИКЕ
Андрей Шульгин
кандидат технических наук,
директор компании
"БСН-фотокерамика"
Данный обзор является логическим продолжением нашей статьи (см. журнал «Фотодело» - Фотография на керамике, №1 2002 г.)
За прошедшие 8 лет технологии кардинально изменились. В 2002 году существовало только три способа изготовления фотокерамики — 1-й так наз. ручной способ, 2-й — лазерный термотрансфер и 3-й — с использованием аналоговой цветопробы на основе плёнок kromalin (Dupont). В настоящее же время появилось ещё две новых технологии.
Остановимся кратко на судьбе первых трёх.
- Ручной способ с предварительным вжиганием позитива и последующим ручным раскрашиванием с дальнейшим обжигом до сих пор жив и здоров, однако, как и ранее, качество портретов оставляет желать лучшего из-за невозможности проработки деталей и раскрашивания сложных элементов портрета, как-то: большое количество медалей, цветастые платья и т. д.
- Лазерный термотрансфер тоже по-прежнему широко используется.
Напомним суть этой технологии. Изображение, предварительно обработанное на компьютере, распечатывается зеркально на специальной термотрансферной бумаге с использованием лазерных печатных устройств. Затем бумага с изображением накладывается на металлическую или керамическую заготовку и помещается в плоский термопресс, в котором происходит перенос изображения с бумаги на заготовку. Как правило, после этого наносится защитный слой лака для предохранения изображения от механических повреждений и влаги.
Однако уже более чем 6 лет «правильные» лазерные принтеры сняты с производства. Дело в том, что в лазерных принтерах предыдущего поколения использовалось масляное закрепление тонера на бумаге. При этом сам тонер обладал весьма высокой стойкостью к выцветанию (не менее 6-8 лет).
Современное же поколение лазерных принтеров печатает так наз. полимерными, или как их часто называют, тонерами. В частичку тонера внедрены фрагменты воска, который, расплавляясь, на выходе принтера, закрепляет собственно красящий пигмент на бумаге.
Производителям принтеров это позволило без существенного изменения всей конструкции, а только подняв температуру фьюзера (печки) до 220 градусов (против 160-170 гр. для масляного закрепления) увеличить скорость печати в несколько раз.
Однако смена тонеров привела к тому, что цветные изображения на улице стали выцветать, при этом сроки выцветания в зависимости от производителя и даже конкретной модели принтера могут колебаться от 3 лет в лучшем случае до 3 недель в худшем.
Тем не менее, чёрно-белые изображения (т. е. напечатанные только чёрным картриджем) ведут себя безукоризненно на абсолютно любых моделях современных лазерных принтеров. Давать же какие-либо гарантии на цветные изображения можно только если на фотокерамику никогда не будет попадать прямое солнечное излучение и если фото керамика будет установлена в экологически чистом месте, где нет массированных выбросов СО2.
- Аналоговая цветопроба
Напомним смысл этой технологии. После обработки изображения на компьютере выполняется деление изображения на 4 цвета (CMYK). Для каждого из цветов изготавливаются прозрачные плёнки с монохромным изображением (на фотовыводных устройствах или на лазерном принтере). Затем через эти плёнки последовательно засвечивают на ультрафиолетовых рамах плёнку Kromalin, при этом на плёнке kromalin в тех местах, где ультрафиолетовое излучение «увидело» чёрные точки, плёнка будет иметь липкую область. После того как плёнка была засвечена, на неё насыпают порошкообразную керамическую краску. В тех местах, где остались липкие точки, керамическая краска прилипает. Неприлипшая краска удаляется с плёнки. Затем на плёнку со сформированным цветом накладывается следующая плёнка, которая засвечивается соответствующим монохромным шаблоном. Эта процедура повторяется 4 раза для получения полноцветного изображения. Далее получившийся «бутерброд» вжигают на керамическую или металлическую заготовку при температурах, соответствующих керамическим краскам (750-900 гр.)
К плюсам этой технологии нужно отнести светостойкость изображения, т. к. оно выполнено керамическими красками. Минусов гораздо больше: необходимость очень точного совмещения всех цветов (плёнок) при засвечивании, высокая стоимость плёнки Kromalin. В настоящее время эта технология массово не используется и судя по всему обречена на вымирание.
В настоящее время наряду с термотрансферной технологией массовое распространение нашли ещё две технологии с использованием керамических красок, обеспечивающих долгосрочную светостойкость. Рассмотрим подробнее каждую из них.
- Первая технология, до сих пор не получившая общепринятого названия, является логическим продолжением аналоговой цветопробы. Она основана на использовании модифицированных струйных принтеров. Собственно модификация принтера заключается в установке плоского столика, двигающегося под печатающей головкой принтера. Сам принтер вместо «родных» чернил заправляется специальными так наз. липкими чернилами, а на подвижном столике фиксируют керамическую или металлическую заготовку для портрета. Будущее изображение по-прежнему должно быть поделено на 4 цвета.
Струйный принтер печатает первый цвет липкими чернилами непосредственно на заготовке. Далее заготовка снимается со столика и на неё наносится порошкообразная керамическая краска соответствующего цвета. В тех местах, где на заготовке принтер напечатал липкие точки, керамическая краска прилипает. Неприлипшая краска удаляется, заготовка снова фиксируется на столике, происходит печать следующего цвета. Эта процедура повторяется 4 раза для получения полноцветного изображения.
Далее заготовка с нанесённым на ней портретом также обжигается при температурах 750-900 градусов.
К безусловным плюсам этой технологии нужно отнести крайне низкую себестоимость изготовления фотокерамики. В среднем затраты на чернила и порошковую краску для стандартного овала 13х18 составляют несколько рублей, а сам струйный принтер для «липкой» печати стоит порядка 60 тыс. рублей.
К минусам же данной технологии, несмотря на относительно невысокую стоимость оборудования и кажущуюся простоту, следует отнести весьма низкую скорость изготовления отдельного портрета (более 1 часа). Технология производства фотокерамики на липких чернилах очень сильно зависит от человеческого фактора: необходимы аккуратность, чтобы нечаянно не размазать краски, точное позиционирование заготовки на столике для совмещения цветов. Тем не менее, мы считаем эту технологию весьма привлекательной для компаний, выполняющих незначительное количество заказов по фотокерамике.
Наибольшее распространение в последние годы приобрела так называемая итальянская технология, хотя, строго говоря, это технологию придумали в Германии, а итальянские компании просто более активно продвигали её на рынке. И именно эта технология является наиболее серьёзной и ориентирована на крупные компании, занимающиеся производством фотокерамики в больших объёмах.
Суть "итальянской" технологии
В лазерные печатные устройства (копиры или принтеры) вместо «родных» тонеров засыпаются специальные керамические тонеры.
Сразу сделаем замечание, что это именно тонеры, а не просто мелко помолотая керамическая краска, и главное отличие заключается в том, что каждая частичка тонера связана с частичкой специального полимера, который и обеспечивает необходимую электростатическую заряжаемость всей крупинки для её последующего переноса на фотобарабан, ремень переноса и бумагу в печатающем устройстве. Просто керамической краской принтер печатать не будет!
Нужное изображение печатается как на обычном принтере, но на специальной декольной бумаге, имеющей по поверхности водорастворимый слой. После печати на бумагу с изображением должен быть нанесён покровный лак. Наносить его можно тремя способами:
- используя ламинатор и готовые (имеющиеся в продаже) ламинирующие листы для деколей,
- использование готовых аэрозольных баллончиков с лаком,
- нанесение лака через шелкографические трафаретные сетки.
Первый способ крайне прост, но после долгого хранения ламинирующих листов могут возникать проблемы в стадии обжига в виде отдельных белых точек на изображении, особенно в местах плотных заливок (так наз. «star sky - звёздное небо»).
Второй способ также крайне удобен, но для получения хорошего результата нужно очень долго встряхивать баллончик и научиться равномерно наносить лак на лист.
Помимо этого, этот способ не очень экономичен.
Третий способ наиболее распространен, но требует вложений в приобретение шелкографического оборудования.
После того как на бумагу с изображением нанесён покровный лак, необходимо высушить готовые деколи (в случае нанесения жидкого лака, ламинат сушить не надо). Обычно сушка требует нескольких часов. После высыхания лака мы получаем «переводные картинки». Вырезанное по контуру изображение помещают в воду и спустя 40-60 секунд переносят на заготовку — лак вместе с красочным слоем легко отделяется от бумажной основы (совершенно аналогично переводным картинкам в нашем счастливом детстве). Перенесённая на заготовку плёнка должна быть аккуратно разглажена мягким резиновым шпателем или тряпочкой для удаления из-под неё остатков воды и пузырьков воздуха. После чего заготовка с наклеенной деколью также должна быть высушена, обычно в течение ночи, а с использованием вентилятора или повышенной температуры не менее 3-х часов. После окончания сушки изделия обжигаются при высоких температурах (750-900 гр.), при обжиге в печи лак выгорает при температуре 350-400 гр., а собственно керамическая краска припекается к заготовке начиная с температур 700 гр.
Остановимся теперь более подробно на особенностях этой технологии и выборе соответствующего оборудования.
1. Ключевое звено этой технологии — это, конечно, лазерное печатное устройство, оно же является и самым дорогим среди всего нужного оборудования (от 15 тыс. Евро).
В настоящее время много организаций предлагают приобрести уже переделанные под керамические тонеры лазерные копиры, в основном предлагаются цветные копиры формата А3 Canon 11-й серии или копиры формата А3 Ricoh. Наверное, только наша компания — единственная в мире, работающая на копирах xerox dc12. Если копиры Ricoh предлагаются обычно новые, то копиры Canon – это или б/у, или восстановленные. Поэтому нужно обратить внимание на «пробег» принтера: желательно не более 200 000 отпечатков (при том что общий ресурс печати принтеров составляет как правило 1 млн. отпечатков).
Следует также обратить внимание на региональный сервис: насколько оперативно в вашем копире могут быть заменены шестерёнка или моторчик, которые могут сломаться независимо от того, какие тонеры вы используете в копире.
Часто задают вопрос, что лучше — итальянский копир или немецкий?
Ответ следующий: все копиры сами по себе не производятся ни в Германии, ни в Италии, а собираются в Китае. Но в них могут быть засыпаны или немецкие или немецкие или итальянские тонеры, поскольку на сегодняшний момент только в этих странах есть серьёзные производители керамических тонеров.
Тонеры несколько отличаются по цветовому охвату и по наличию/отсутствию в них флюса.
2. Декольная бумага.
В настоящее время на рынке предлагается несколько видов декольной бумаги проиводства Англии, Южной Кореи и др., отличающиеся по цене в несколько раз. Более дешёвые бумаги обычно продаются размером 50х70 см, поэтому их необходимо будет резать до размеров А3 или А4. Главная разница в бумагах заключается в их плотности: самая дорогая имеет плотность 120 гр/м2, а самые дешёвые 170 гр./м2.
Общеизвестно, что более плотные бумаги приводят к преждевременному износу узлов и механизмов копиров.
3. Нанесение лака.
Для придания готовой продукции усиленного блеска и снижения температуры обжига напечатанные листы покрывают не просто чистым покровным лаком, а лаком, смешанным с флюсом — это мелко истолчённое стекло. На рынке имеются флюсы различных марок и производителей, отличающиеся по температуре запекания (для стекла 450-600 гр., для керамики 750-900 гр.)
4. Шелкографическое оборудование.
Выбор шелкографического оборудования для данной технологии определяется главным образом вашими финансовыми возможностями, т. к. самые простые ручные шелкографические рамы стоят от 1000 долл.США, а полуавтоматические станки стоят до 20 тыс. долл.США. Конечный результат при этом в том и в другом случае одинаковый, и выбор будет определяться главным образом объёмами работ (количеством напечатанных листов, нуждающихся в нанесении лака).
Тем не менее, крайне желательно, чтобы пусть даже самая простая установка имела вакуумный стол: лист надёжно фиксируется на столе за счёт разрежения воздуха под ним.
5. Выбор печей.
Если вы планируете изготовление портретов только на металлических заготовках, то вам будет достаточно широко-распространённой малогабаритной муфельной печи типа СНОЛ. Поскольку как правило металл обжигается быстро, то печка разогревается до 750-850 гр. И в уже разогретую печь изделия помещаются на 1-2 мин. Керамические заготовки, в отличие от металла, не выдерживают такого перепада температур, их необходимо медленно разогревать и медленно остужать. Поэтому выбор печи для обжига керамических заготовок определяется, с одной стороны, объёмами работ (количеством изделий, которые необходимо обжигать в день), с другой стороны, доступными вам электрическими мощностями. Если вышеупомянутая печь СНОЛ потребляет 4 кВт и 220 В, то большие печи более 200 литров могут потреблять от 20 кВт и 380 В. При этом разогрев печи с керамическими заготовками обычно выполняется в течение 2-3,5 часов, а остывание (в целью продления жизни ТЭНов) — до 10 часов.
На рынке широко представлены печи как отечественного, так и импортного производства. Импортные, конечно, дороже, но существенно более энергосберегающие.
(С) Copyright БСН-фототехнологии, Шульгин А.И., 2010 г.
|